Библейская Энциклопедия
Труд и издание Архимандрита Никифора  
Москва. 1891 г.  
Репринтное издание 1990 г.  

Под указанным названием печатается обширный труд, предпринятый мною еще в начале прошлого года. В более или менее обширных статьях, а нередко в коротких и сжатых, смотря по важности предмета, «Популярная библейская энциклопедия» отвечает почти на большую часть вопросов библейской археологии, архитектуры, астрономии, географии, биографии библейских деятелей, ботаники, священной библиографии, военной науки, зоологии, земледелия, искусств, минералогии, метеорологии, медицины, математики, нумизматики, педагогики, физики, этнографии и др. Богословские термины, за исключением терминов строго библейского значения, опущены. Объяснение подробностей библейских терминов касается как канонических, так и неканонических книг Свящ. Писания, с тем однако, что объяснения последних отличаются значительной краткостью по сравнению с первыми. Издание включает приблизительно 7500 объяснений различных слов, встречающихся в ветхозаветных и новозаветных канонических и неканонических книгах Свящ. Писания.

«Исследуйте Писания» (Ин. 5:39), сказал Господь Спаситель в одном месте, и в другом: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29), и вот, имея главной целью ближайшее ознакомление читателей с боговдохновенною красотою, силою и выразительностию книг Свящ. Писания, составитель означенного труда имеет также в виду, чтобы оный, помимо своей специальности  служить для различных библейских справок, составлял и простую, для всех понятную, назидательную, настольную книгу не только для образованного, но и для всякого любознательного православного христианина, любящего глаголы живота вечного. В начале каждой статьи помещается объяснение каждого слова, цитата или несколько цитат, строго проверенных с Русскою Библиею, которой преимущественно пользовался составитель, и наконец уже изложение содержания статьи. Источниками и пособиями при составлении «Библейской энциклопедии» служили: Библия на славянском языке и в русском переводе, «Богословие» преосвящ. Макария и Антония, «Пространный христианский катехизис и начатки православного христианского учения» м. Филарета, «Словарь православного церковно-служебного языка и священных обрядов» пр. Михайловского, «Библейский словарь» А. Верховского, «Опыт библейского словаря» пр. Солярского, «Handworterbuch des biblischen Alterthums» D-r Eduard Riehm, D. Eaidies «Biblical Cyclopoedia», «Beeton's Bible Dictionary», «Cassel's Bible Dictionary» и др. Три последние английские издания оказались особенно полезными при составлении «Популярной библейской энциклопедии», так что многие статьи по части библейской географии, биографии, ботаники, зоологии, этнографии и пр., с некоторыми изменениями, заимствованы из оных, ввиду их богатой библейской содержательности, изящного изложения и новейших научных исследований.

Издавая библейскую энциклопедию почти по всем отраслям библейского знания, перечисленным выше, надеюсь, что настоящий труд окажется не только полезным, но и душеспасительным чтением для множества лиц, с любовью и благоговением читающих слово Божие, и что, с другой стороны, читатели снисходительно отнесутся к выполнению такой обширной, многотрудной задачи, каково издание «Полной библейской энциклопедии», и покроют своею любовью, если сверх чаяния встретятся в оной какие-либо мелкие опечатки и погрешности.

Арх. Никифор
14 сентября 1891 г

Оглавление




Э

ЭВРОКЛИДОН (Деян 27:14; от слова ευρος (юго-восточный ветер) и κλυδων (волна, вал) - бурный ветер). Этот ветер застиг корабль, на котором плыл ап. Павел из г. Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в. Крепкий ветер, о котором говорится в Ион 1:4, очевидно, принадлежал к разряду Левантских бурных ветров. Новейшие морские путешественники и в настоящее время нередко подвергаются гибельным действиям этого ветра в Средиземном море. Так например Д. Томсон, в недавнее время, следуя на корабле почти тем же самым морским путем, как и ап. Павел, и плывя близь о. Крита был застигнут столь сильным евроклидоном с морскою бурею, что едва был в состоянии только через четыре дня достигнуть о. Мальты. Александрийский корабль, на котором плыл ап. Павел, принимая во внимание громадную разность между устройством корабля и ходом его древнейшего и новейшего времени и затруднения от ветра, естественно мог проплыть до о. Мальты не иначе как в 14-ть дней.

ЭГЛА (телица; 2Цар 3:5) - жена Давида, от которой родился в Хевроне шестой сын - Иефераам.

ЭГЛА ТРЕТЬЯ (Ис 15:5, Иер 48:34). По Славянской Библии название это читается: юница трехлетняя. На сем основании некоторые толкователи считают оное за имя нарицательное, как приложение к городам Сигору и Оронаиму, для означения их свободы и независимости, не знавшим еще рабства подобно юной телице, не укрощенной, не приученной к ярму. Вероятнее же предположить, что это было селение или город на южной границе земли Моавитской, к Идумее, не далеко от Цоара, и называется третьей в отличие от других двух носящих то же название местностей.

ЭГЛАЙМ (два источника): Иез 47:10 - город на северном конце Мертвого моря. Исх 15:8 - город Моавитский, положение которого неизвестно.

ЭГУД (1Пар 7:10) - из сыновей Билгана, сына Иедиаила, в числе глав поколений Вениаминовых, из людей воинственных.

ЭДОМ (красный; Быт 25:30) - старший из близнецов Исаака - Исав, о рождении которого бытописатель сообщает следующее: "Настало время родить ей (Ревекке): и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый: и нарекли имя ему: Исав." Происхождение же имени Эдом бытописатель объясняет следующим обстоятельством: "Сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. "И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Эдом."

ЭЗРА (помощь Божия; 1Пар 4:17) - отец четырех сыновей: Иефера, Мереда, Эфера и Иалона.

ЭЛА (твердое дерево, дуб): Быт 36:41, 1Пар 1:52 - из старейшин Исавовых в Идумее, в земле обладания их. 1Пар 9:8; сын Уззия, из сынов Вениаминовых, из глав родов в поколениях своих.

ЭЛАСА (Бог творец; 1Езд 10:22) - из сыновей Пашхура, имевших жен иноплеменных во дни Ездры и Неемии.

ЭЛ-ВЕФИЛЬ (Быт 35:7) - местность в земле Ханаанской, в Лузе, или Вефиле. Название сие дано патриархом Иаковом по следующему обстоятельству. После того как сыновья Иакова, Симеон и Левий, жестоко отметили Хананеям за бесчестие сестры своей Дины, которое дозволил себе Сихем, сын Эммора, Иаков от преследования Хананеев и Ферезеев, по повелению Божию, переселился из Сихема в Вефиль. Здесь он "устроил жертвенник и назвал это место: Эл-Вефиль; ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица (Исава) брата своего."

ЭЛЕКТР (слав. Илектръ., у LXX ήλεκτρον или Electrum; Иез 1:4,5,27, 8:2) - пылающий металл, или блестящий кристалл, или просто нечто блестящее, сияющее, как раскаленный, огнем пылающий уголь. "И видел я, говорит пророк Иезекииль, как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; в каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом" (1:27-28). "Вот подобие (мужа) как бы огненное, и от чресл его и ниже огонь, и от чресл его и выше как бы сияние, как бы свет пламени" (8:2). Слово это у пророка относится к сидящему над Херувимами на престоле Господу, служа изображением неприступного Его величия и Божественной Его славы.

ЭЛИФАЗ Быт 36:4, 1Пар 1:3536 - сын Исава от Ады, дочери Элона Хеттеянина, отец Фемана, Омара, Цефо, Гафама, Кеназа и от наложницы Фимны - Амалика. Иов 2:11, 4:1, 15:1 и др. - Феманитянин, из потомков Исава, один из друзей Иова. см. Иова книга.

ЭЛИЯ (Бог есть Иегова): 1Езд 10:21 - из сыновей Харима. 1Езд 10:26 - из сынов Елама, имевшие жен иноплеменных во времена Ездры и Неемии.

ЭЛОИ! ЭЛОИ! ламма савахфани? (Мк 15:34) - Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Это слова, произнесенные Страдальцем Господом на кресте. У ев. Матфея вместо Элои читается: Или, Или (Мф 27:46). По созвучию, вероятно, Элои и Или и Елия (что значит Илия) некоторые из стоявших при кресте Господа, когда произнес Он означенные слова, в язвительную насмешку над Божественным Страдальцем, "говорили: Илию зовет Он."

ЭЛ-ФАРАН (Быт 14:6) - местность при пустыне, близ Сеира. По соседству жили Хорреи, подвластные Кедорлаомеру, которыми они были наказаны за возмущение.

ЭММАУС (Лк 24:13) - небольшое селение на северо-запад от Иерусалима, судя по числу означенных в Евангелии стадий (шестьдесят), верстах в 10-12 от Иерусалима. Здесь воскресший Господь узнан был двумя учениками в преломлении хлеба. Сего селения нельзя смешивать с другим Эммаусом, который иначе называется Никополем и отстоит от Иерусалима на 176 стадий. При таком далеком расстоянии удостоившиеся видеть Господа не могли бы в тот же вечер возвратиться в Иерусалим. На месте Эммауса, о котором говорит св. Лука, теперь видна груда развалин, называемых Гебеби, и между ними остатки древнего храма, бывшего на месте дома Клеопы, одного из двух учеников, бывших в Эммаусе с воскресшим Спасителем.

ЭНЕЙ (Деян 9:32-36) - житель Лидды. Ап. Петр, посещая в разных местах Палестины общества верующих, пришел к святым живущим в Лидде. Там был Эней, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. "Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели своей: и он тотчас встал. И видели его живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу."

ЭРЕХ (длина, долгота; Быт 10:10) - один из четырех городов в земле Сеннаар, составлявших вначале царство Нимрода, сына Хуша, внука Хама. Другие города сего царства были: Вавилон, Аккад и Халне.

ЭРМИЙ (Деян 14:12) - языческое божество. Апостол Павел в бытность свою с Варнавою обратил внимание на человека, который не владел ногами от рождения и который слушал говорившего Павла с верою для получения исцеления. Апостол "сказал ему громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги своя прямо; и он тотчас вскочил и стал ходить." Увидя это, "народ, возвысил свой голос, говоря: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевесом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове." см. Меркурий.

ЭСОРА (Иудиф. 4:4) - местность, до настоящего времени не определенная, в которую вместе с другими местами, от сынов Израилевых отправлены были послы, по случаю нашествия на Иудею Олоферна, военачальника царя Ассирийского, чтобы Израильтяне "заняли все вершины высоких гор, оградили стенами находящиеся в них селения, и отложили запасы хлеба на случай войны."

ЭСРОМ (Мф 1:3) - сын Фареса, отец Арама, упоминаемый в родословии Иисуса Христа.

ЭТКОЛ (Быт 14:13-24) - один из Хананейских союзников Аврама, с которым из плена Аврам освободил Лота и возвратил отнятое у него неприятелем имущество, также и женщин и народ.

ЭФНАН (дар; 1Пар 4:7) сын Ашхура от жены его Хелы.

ЭХИ (Быт 46:21) - из сынов Белы, сына Вениаминова. В 1Пар 8:6 читается: Егуд.




На основную страницу сайта >>





Rambler's Top100