Самарянское Пятикнижие

Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего Ефрема Самарии, основанной в 9 в. до н.э. Со времени правления Давида жители Севера тяготились главенством Иерусалима и после смерти Соломона отделились. Северяне имели собственные традиции и святые места (Сихем, Вефиль, Дан), однако исповедовали общую всем израильтянам богооткровенную религию. В 721 Северное, Самарийское царство было уничтожено ассирийцами, но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. его земли были снова присоединены к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население Ефрема стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев с востока. "Господа они чтили, и богам своим они служили", — свидетельствует 4 Цар 17:33. После возвращения из Плена иудеи стали смотреть на северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне пожелали принять участие в постройке Храма, они получили отказ. Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того, что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом. Ок. 330 до н.э. самаряне построили собственный храм близ Сихема на горе Гаризим. В кон. 2 в. до н.э. Хасмонейский царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения обрядов. В евангельскую эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср.Ин 4:9). В Иудее тех лет самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками. В свою очередь, самаряне считали, что именно они есть "Истинный Израиль". В наст. время самарянская община в Палестине насчитывает ок. 400 человек. 

Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, которое, по преданию, принес в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника. Самаритяне утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия "от 13 года господства сынов Израилевых над землей Ханаана" (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия был окончательно установлен примерно в 400 г. до Рождества Христова. Опубликованные древние списки С.П. не старше 11 в. н.э. Они написаны особым палеоеврейским письмом. Европейские ученые ознакомились с С.П. в 1616. Впервые Пятикнижие было напечатано в Парижской полиглотте (1645). Исследователи установили, что текстуальная основа Пятикнижия близка к Септуагинте и ряду библ. рукописей Кумрана. Между самаритянским и масоретским текстами имеется более 6000 разночтений. Несмотря на то, что многие из них текстологи относят к поздним вставкам, связанным с религиозной практикой самарян (см, например, Генрих Ф.В. Гезениус, «О происхождении самаритянского Пятикнижия», 1815) самаритянское Пятикнижие остается важным свидетельством инвариантности текстуальной основы Ветхого Завета.

Публикуемое ниже электронное факсимиле критического издания Августа фон Галла неоднократно переиздавалось и является классическим в данной области. Текст Пятикнижия снабжен аппаратом разночтений с масоретским текстом, фотографиями самарянских рукописей..

Вы можете приобрести компакт-диск, содержащий это издание. Его стоимость (включая пересылку заказной бандеролью) - 20 укр.гривен или 150 рос.рублей.


Author: August Freiherrn von Gall, ed.
Title: Der Hebräische Pentateuch der Samaritaner
Imprint: Giessen : Verlag von Alfred Töpelmann, 1918


TABLE OF CONTENTS

Vorwort 1913 -- p. vii
Vorwort 1918 -- p. ix
Inhaltsverzeichnis -- p. xiii
Prolegomena -- p. I
Tafel -- p. i
Genesis -- p. 1
Exodus -- p. 113
Leviticus -- p. 207
Numeri -- p. 265
Deuteronomium -- p. 361


Покупатели этого комплекта обычно интересуются:

Сборником грамматик древнееврейского и арамейского языков >>

Еврейско-русский словарем Ветхого Завета со списком переводов в русской Библии >>

Полный каталог электронных изданий Донецкой христианской библиотеки >>

 



На основную страницу сайта >>





Rambler's Top100